<< На главную
О книге || Предисловие
Часть 1 || Часть 2 || Часть 3 || Часть 4 || Часть 5|
Алфавитный указатель || Биография || Библиография

Предисловие

От составителей

Из бисера любимых строчек,
как фотографию из точек,
как песню из отдельных нот
или из звезд небесный свод,
сложили избранное это
жена и сыновья поэта.

Перед вами первый сборник стихов Кирилла Ковальджи, выходящий в свет после завершения его земного пути, — «Избранное», состав которого определен не автором, а его близкими — сыновьями и женой. Стихи расположены по времени их первой публикации — от юношеских до самого последнего.

Наследие Кирилла Ковальджи велико и разнообразно. Есть еще проза, множество переводов, статей, рецензий... Эта книга — лишь скромное начало долгой жизни этого наследия в русской литературе уже за пределами жизни самого поэта.

Нина Кузьмичева-Ковальджи
Александр Ковальджи
Владимир Ковальдж
и


Поэт по воле Божьей Кирилл Ковальджи

Казалось, что Кирилл Владимирович Ковальджи был в моей жизни всегда. В 1989 году, когда мне было 25 лет, я принес в журнал «Юность» показать ему (редактору отдела критики) свои стихи. С тех пор и общались. Я иногда приходил к нему в студию, потом, когда стал издателем, мы вместе проводили семинары на различных фестивалях, однажды даже жили в одном гостиничном номере — в Казани. Я привык к этому невероятному счастью — общаться, беседовать, обмениваться новостями, встречаться на секретариате Союза писателей Москвы, на редколлегиях альманаха «Кольцо А», в фонде С. А. Филатова, у меня дома, у него на даче в Удельной (мы оказались соседями), дружить… с великим человеком.

При этом я никогда не забывал, что Кирилл Ковальджи — выдающийся писатель, многоплановый и виртуозный поэт, имеющий свой неповторимый почерк, и замечательный прозаик, пишущий не столько романы и рассказы, сколько мудрые, полные глубокого знания жизни и людей притчи.

Мне повезло — я издал несколько книг Кирилла Ковальджи, печатал его в своих журналах «Дети Ра» и «Зинзизвер», делал с ним интервью для телеканала «Диалог» и сайта Союза писателей Москвы. Он был активнейшим членом редколлегии «Детей Ра», всегда рекомендовал новых — как правило, молодых! — авторов.

С особым чувством он работал над книгой стихов «Поздние строки», которую мы выпустили в 2017 году. Вносил правки, делал уточнения. Понимал, что надо успеть… Книга прозвучала, вышло несколько рецензий, в том числе в «Экслибрисе», мы с Владимиром Кирилловичем Ковальджи (сыном поэта) провели презентацию этой книги в ЦДЛ.

Теперь мы, наше издательство «Вест-Консалтинг», выпускаем посмертное избранное поэта. Эту книгу Кирилл Владимирович, к сожалению, уже не подержит в руках, не внесет в нее правки, не сделает коррективы. Но именно сейчас мы сможем в полной мере еще раз осознать масштаб поэтического дарования Кирилла Ковальджи. Потому что «большое видится на расстояньи», потому что смерть — самый сильный микрофон поэта, и сейчас уже ничто не отвлекает нас от восприятия главного дела жизни поэта — его стихов.

А стихи Кирилла Ковальджи — замечательны! Они философичны, как правило, немногословны, исповедальны и пронзительны. Многие его строки стали афоризмами. Трудно забыть, например, такой: «Старость — минное поле, / Которое не перейти…»

Ковальджи использовал разные версификационные формы. В этой книге вы, уважаемые читатели, прочтете сонеты, венки сонетов, четверостишия, восьмистишия, дистихи, верлибры….

Каждому чувству, каждому переживанию поэт находил свою, единственно возможную форму. Он не шел по проторенной версификационной узкоколейке, а постоянно искал (и находил!) новые формы и средства выражения своей души.

На мой взгляд, Кирилл Ковальджи равновелик в силлаботонике и верлибре.

Невозможно равнодушно читать, например, такой пронзительный верлибр мастера:

...когда умру,
кто-то нарушит весь порядок
моего привычного уклада:
переставит мебель,
перетасует книги,
перевесит картины,
переклеит обои,
и только слова,
которые я уложил
в определённом порядке,
останутся в том же порядке

Иногда свободные стихи поэта состоят всего из нескольких слов, из слов-символов, но каждая лексема имеет глубинный подтекст. Иногда Кирилл Ковальджи нарушал правила свободного стиха и добавлял в традиционный верлибр рифму.

Показательно в этом смысле стихотворение «Вертикаль»:

                                              огонь
                                              солнце
                                              облака
                                              птица
                                              крыша
                                              комната
                                              я
                                              пол
                                              земля
                                              кости
                                              вода
                                              железо
                                              огонь
        я капли дождя ловлю на ладонь забыв о кольце огня
        когда я люблю — мировой огонь  проходит через меня

Особой суггестии поэт достигает, на мой взгляд, в кратких формах — дистихе, катрене, октаве. Каждое слово, каждый образ, каждая сентенция несут здесь глубочайшую полисемантическую нагрузку, в каждой лексеме — целый мир. Стихи Кирилла Ковальджи исполнены мудрости и благородства. Именно таким и был этот удивительный человек и поэт.

                  Блажен живущий
                               по воле Божьей,
                  кто не вцеплялся — 
                               тому везёт:
                  попросишь меньше 
                               получишь больше,
                  а не попросишь — 
                               получишь всё.

Евгений СТЕПАНОВ,
кандидат филологических нау
к


О книге || Предисловие || Часть 1 || Часть 2 || Часть 3 || Часть 4 || Часть 5 || Алфавитный указатель || Биография || Библиография


Яндекс.Метрика